Детские книжки про дружбу.
Интересно, что я не нашла в этом списке ни одной книжки, которая хоть как то соотносилась бы с моим взрослым опытом.
Мой опыт — это опыт разочарования и поиска, скорее абсолютной невозможности настоящей дружбы: мы друг друга не понимаем, потому что мы очень разные ДРУГие по отношению Друг к Другу. Мы раним друг друга, расстаемся, находим поддержку у НЕзнакомцев и раздражаемся на людей, которые преданны нам по-настоящему.
Никто меня в детстве не предупредил, что дружба — это что-то очень сложное, практически недостижимое.
Ну и плюс, советский опыт профанации казеного слова «товарищ», когда политическая коллективность превращена в формальность, автоматически рождал почтение к индивидуальным дружеским проектам.
К странным друзьям, которых можно вырастить как диковинные цветы.
Мне бы хотелось почитать книжку о коллективистком дружеском проекте. Но настоящем, а не бюрократическом советском.
Если уж детские книжки все сплошные утопии — то тогда лучшая утопия — коллективная.
Еще не отказалась бы прочитать книжку «Как изготовить друга». Такую специальную cookbook для детей, как подобрать разные качества, составить разные ситуации, разные состояния и вылепить, выстроить для себя прекрасного воображаемого Друг (ого).
Только давайте это делать реально — так чтобы каждый смог.
А то истории про слона в зоопарке как то бессмысленны: ни у каждого же ребенка есть под рукой слон, лягушка или говорящий кролик, которого можно пригласить в гости.
ps
немного подумав — самая лучшая детская книжка про Дружбу — «Малыш и Карлсон»
Там есть все: отчаяние, разочарование, радости и победы настоящей дружбы
и
инструкции по приобретению Воображаемого Друга.
ну и страшная, конечно, книжка. Как и должна быть любая детская.
Искренне Вам сочувствую!!! мне так в жизни с друзьями повезло! с настоящими, с детства! и по сей день для меня друзья — просто самая светлая часть жизни и поддержка, и радость!
Книги? «Вафельное сердце».
С детства — Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер», «Голубятня на желтой поляне», «Острова и капитаны», «Оруженосец Кашка», «Мушкетер и фея»… да весь Крапивин, особенно старые книги. А, еще вот из любимого «Гуси, гуси, га-га-га» и «Застава на Якорном поле» (но там не про дружбу, хотя, кто знает.
Нет, дружба — не утопия!!!
Спасибо большое за комментарий.
Я почти не читала советской литературы в подростковом возрасте.
Советские книжки на меня влияли через детские фильмы. В основном героические: про гражданскую войну, про Великую Отечественную.
Сейчас смотрим с моим немецким другом сериал по Филиппу Дику «Человек в высоком замке» и я вдруг начинаю понимать насколько много я посмотрела в детстве фильмов про «своих и чужих». Про то, что дружба формируется на противостоянии.
Не эта ли идея большинства советских подростковых книжек?
И не поэтому ли любые»отклонения от нормы» (душевные человеческие разговоры Штиглица с Мюллером в «17 мгновений весны» или усложнения, типа, «Свой среди чужих, чужой среди своих» сразу же вызывали невероятный интерес)?