Фестиваль игрушечных театров: супергерой, рыба и концлагерь
В этом году театральная компания Great Small Works провела в Нью-Йорке, в бруклинском театре «Пакгауз Св. Анны», очередной Международный фестиваль игрушечных театров.
Корреспонденты «Букника» Ника Дубровская и Дана Дайманд поговорили с одним из организаторов фестиваля — актрисой, певицей и кукольницей Эмми Бин.
Из испанской коллекции Люсии Контрерас Флорес
— Расскажите, пожалуйста, об истории вашего фестиваля.
— Первый фестиваль игрушечных театров прошел в 1993 году в Нижнем Манхэттене, в Нью-Йорке. Этот фестиваль состоял из нескольких спектаклей, а также выставки, где мы показали небольшую коллекцию игрушечных театров.
С тех пор мы проводим фестиваль каждые два или три года.
Фестиваль 2010-го — уже девятый по счету, количество театров, участвующих в выставке или представляющих свои спектакли, увеличилось в несколько раз. На последние фестивали приезжало больше 20 различных театральных компаний и художники: из Мексики, Пуэрто-Рико, Канады, Финляндии, России и Испании и других стран.
Из испанской коллекции Люсии Контрерас Флорес
— А ведь последний фестиваль включал проекты не только художников из разных стран, но и представителей разных социальных и возрастных групп?
Из испанской коллекции Люсии Контрерас Флорес — Совершенно верно. На нынешнем фестивале мы показали работы детей: 12-летняя Люси Чикконе создала два крошечных театра-игрушки, а 8-летние Филип Гликман и Биньямин Буш при помощи взрослых художников подготовили видеоинсталляцию «Правила игры».
Нам очень важна демократическая составляющая жанра «самодельный кукольный театр». Ведь он начался с того, что люди — непрофессионалы — хотели ставить спектакли для своих друзей и членов семьи и наконец придумали, как это делать в домашних условиях — с помощью бумажных театров.
Сейчас эта традиция продолжается: люди хотят рассказывать истории с помощью картинок, слайдов и кукол и делают это ради собственного удовольствия, ради образования и общения, а иногда из этого получаются произведения искусства.
В этом году частью фестиваля стали произведения поэтов, которые увидели в игрушечных театрах новый способ презентации собственных стихов. Они читали стихи, а игрушечное представление служило визуальным аккомпанементом их поэзии.
Из испанской коллекции Люсии Контрерас Флорес
— С детства мы знаем, что разыгрывание сценок с игрушками — полезная забава. Считается, что дети узнают много нового во время игры, получают важные социальные навыки и т.д. Но ведь ваш фестиваль — это не совсем детское мероприятие. Многие работы можно скорее отнести к категории политических жестов, чем детских игр. Как же связаны политика и игрушки?
— Хороший вопрос! Сконцентрированная сила миниатюры — так можно описать наше отношение к игрушечному театру и его воздействию на публику.
Именно в игрушечном театре наш фестиваль видит демократию в действии. Такой театр позволяет людям — всем людям — выражать свое мнение, рассказывать истории, стирать границы между частным и общественным.
Это способ рассказать о настоящих проблемах, о политике, о всемирной истории. А детские игры — это, в конце концов, зеркальное отражение взрослого мира.
Каждый из нас имеет доступ к этой «сконцентрированной власти». Дети, взрослые, заключенные, художники, горожане.
Особенно важно, что игрушечный театр — прямая противоположность телевидению. Вы ставите свой театр в гостиную и с этого момента становитесь рассказчиком собственных историй, а не пассивным потребителем чужих.
Из испанской коллекции Люсии Контрерас Флорес
— Расскажите, пожалуйста, о возникновении традиции игрушечных театров.
Впервые театры игрушки появились в Европе XIX века в виде сувенирных наборов, которые продавались на популярных театральных представлениях.
В набор входили бумажная сцена, декорации, куклы, костюмы и пьесы. Дома из всего этого можно было собрать игрушечный театр и показывать собственные домашние представления.
Театральные наборы выходили из моды и снова возвращались. Игрушечные театры как уменьшенные модели используются и в образовательных целях.
Ведь профессиональные театральные художники, готовя постановку на большой сцене, обычно строят макеты, подобные игрушечным театрам. Сейчас в Нидерландах да и в других странах Европы проводятся фестивали старинных игрушечных театров, куда любители и коллекционеры этого вида искусства приезжают, чтобы поддержать традицию.
"Легенда о Супербарио"
— Какие из представленных на фестивале работы вам понравились больше всего?
Мексиканцы Ана Мартинес и Кевин Бирн привезли традиционный игрушечный театр под названием «Легенда о Супербарио», который представляет Супербарио Гомеса — мексиканского «реального супергероя».
Супербарио — любимец толпы, он тусуется в барах и кабачках Мехико, защищает простых людей от злых богачей, полицейских и чиновников, подает бесчисленные петиции и организует забастовки.
Люсия Контрерас Флорес, известный коллекционер игрушечного театра из Валенсии, привезла к нам несколько настоящих шедевров.
Один из них — классический античный театр в испанском стиле, 1915 года; он сделан целиком из бумаги, тщательно обработанной и раскрашенной. В театре можно устраивать различные спецэффекты и подсветку.
Театр-рыба Криса Фитча
На фестивале представили и новые интерпретации театра игрушки. Крис Фитч сделал рыбу, которая внутри театральной рамки прыгает и плавает, пытаясь поймать муху.
Рыба движется с помощью системы шестеренок и противовесов, управляемой зрителем.
Эрика Вельтмейер. Из серии "Знаки и симптомы"
Эрика Вельтмейер из Новой Шотландии показала серию сценок из разобранных на части пластиковых игрушек, символизируюших различные кожные заболевания («Знаки и симптомы»).
Ее крошечные метафорические сценки, прихотливо сотканные в гротескные сюжеты, добавили нашей выставке игрушечных театров особый колорит.
— Как отличается современный игрушечный театр, которым занимается ваш фестиваль, от традиционных «больших» театров? Общедоступностью? Камерностью? Интерактивностью?
Современным игрушечным театром интересуются очень разные люди: художники, режиссеры, поэты, политические активисты, кинорежиссеры — все, для кого важно искусство рассказывания историй.
Хотя не так часто встретишь игрушечные театры в гостиных жителей мегаполисов, с появлением новых технических возможностей перед этим жанром открылись большие перспективы.
Можно использовать фото, видео, проекции, сложные инженерные трюки. Можно приспособить игрушечные театры для образования — чтобы дети могли попробовать себя в качестве художников, режиссеров и актеров в камерном, не требующем больших материальных затрат формате. А можно через игрушечный театр доносить до публики политические лозунги. Возможности этого жанра практически не ограничены.
* * *
Kamp
Об одном из проектов, представленных на фестивале, нам захотелось рассказать подробнее.
Голландская театральная группа Hotel-modern, основанная в 1997 году, поставила спектакль «Лагерь» (Kamp).
Авторы постановки создали миниатюрную модель Аушвица и изготовили из проволоки и ткани 3 500 восьмисантиметровых кукол.
В спектакле нет ни сюжетной линии, ни диалогов — только театральная модель и историческая реконструкция рутинной жизни в концлагере: кукол пытают, они умирают от голода и задыхаются в газовых камерах.
Игрушечная модель лагеря необыкновенно реалистична, почти в точности повторяет настоящий Аушвиц. Актеры передвигают персонажей и одновременно снимают происходящее на камеры, а видео проецируется на огромном экране, позади сцены.
Kamp
Избранная авторами художественная стратегия использует уникальные возможности кукольного театра. Актеры не стремятся прожить жизнь своих героев, а зрители — отождествиться с персонажами.
Участники действа делятся на наблюдателей и кукловодов. Эта форма меняет наше восприятие: спектакль не заставляет зрителя почувствовать себя участником событий, одним из погибших в Аушвице, — он заставляет задуматься о том, что значит быть зрителем, наблюдать за мучениями кукл-узников, происходящими на миниатюрной сцене истории.
Один из авторов этого проекта — Паулина Калкер. Для нее Холокост — часть семейной истории. Когда в мае 1940 года нацисты оккупировали Голландию, дедушка Паулины Иосиф Иммануэль несколько месяцев скрывался по чужим домам.
Затем его поймали, пытали и убили.
Вот что Паулина думает о том, почему «несерьезная» форма миниатюрного театра так подходит для «серьезной» темы Холокоста:
«Холокост — такая большая тема, невозможно рассказать обо всем. И мы решили, что с помощью миниатюрного театра можно передать произошедшее гораздо масштабнее. Мы попытались вскрыть механизмы работы машины Холокоста. Это и есть подлинная драма — рутина машинерии, управляемой людьми».
26 октября 2010
опубликовано на Букник