Как формируется городское пространство?
Пользуюсь цитатами, которые выделил Паша Арсеньев из статьи Урбанотерапия, опубликованной на openspace:
автомобилезависимом городе невозможна полноценная общественная жизнь. Избыток частного транспорта быстро ведет к деградации города, превращая его в одну большую пробку, место для скрытой войны всех против всех, бесконтрольно растущее грязное пятно на карте и рассадник социальной сегрегации. По мнению Вучика, абсолютизация прав собственника и приватизация городского пространства разрушают нашу жизнь и поддерживают опасный автомобильный культ.
Один человек, увидев проблему, обращается к начальству, другой –объединяется с соседями и начинает действовать. По Глазычеву, город – это место, судьбу которого создают люди второго типа. Горожанин происходит из неравнодушного сообщества, и в этом смысле города появились у нас в 1870-х и существовали до начала 1930-х. Горожанин «читает» свой город и «пишет» его дальше. Без такого человека возникает многоэтажная «слобода» – чисто функциональное поселение, не требующее от жителей индивидуальности. В 1980-х «горожанин» в России снова появился. И с ним пора начать считаться.Фордистская промышленная система формировала город в гораздо большей степени, чем все авангардистские мечты. Как теперь скажется постиндустриальный рост «работы на дому» на городском облике? Глазычев уверен, что Москва преодолела свой «максимум заселенности» еще 30 лет назад и превратилась в супергород-монстр, где параллельно живет множество сообществ и групп, не имеющих общей идентичности и судьбы.
Автор рассматривает город как задачу, в которой множество взаимозависимых переменных: этажность – освещение – ширина улиц – деревья – уровень шума – род занятий и даже степень усталости людей в разные часы. Критикуя схематизм, сводящий город к числу рабочих мест и жилых ячеек, Джекобс выше всего ценит систему связей, которые ускользают, не проявляются ни на одной карте, но они-то и образуют ауру места, не схватываемую точным описанием.Самым важным симптомом упадка автор считает то, что с каждым новым поколением город становится все более опасным и менее удобным местом для детей. Какой тип градостроительства поощряет апатию и преступность? Кто такие естественные владельцы улицы и почему их не стоит путать с собственниками недвижимости? Чем поддерживается уровень доверия и солидарности соседей? Как образуются открытые и закрытые сообщества горожан?
Как все это рассказать детям, чтобы они поняли? Это ведь крайне важно, донести до них эти довольно очевидные мысли.
Потому что иначе их в школе обучат совсем другому! А именно:
— Каждый отвечает за себя и в этом состоит ответственность граждан перед друг другом
— Спасение утопающих дело рук самих утопающих (и прочие вариации на эту же тему)
— Городу вредят приезжие, чужие, «не наши». Поэтому нужно либо вообще не пускать иммигрантов с их чужеродными привычками, либо ограничивать их в правах (эти мысли внушаются в России, например, введением обязательного урока Истории Религии, где преимущественно обучают Православию или другими разновидностями патриотического воспитания)