Настоящее искусство
Недавно искала в гугле что-нибудь интересное по ключевым словам «пластилиновые миры» и нашла удивительный пост ЖЖ-юзера fencer-dv.
Пользователь fencer-dv не пытается кого-то научить лепке или поделиться гениальными творческими достижениями, он ничего не продает и не рекламирует.
Он вспоминает свое детство.
Процесс лепки в истории играет вспомогательную роль, хотя технология описана достаточно подробно и убедительно:
«Лепка солдат — это практически искусство. За основу бралась тонкая металлическая гильза сантиметровой длины. На гильзу налепливался ремень с бляшкой, петлицы со знаками различия, приятные мелочи вроде медалей, золотых генеральских пуговиц или нарукавных нашивок, ранец или, например, парашютный рюкзак в зависимости от рода войск и, наконец, оружие. На гильзу одевался желтый шарик, символизирующий голову, с соответствующим головным убором. Например, пилотка отечественного пехотинца была плевой задачей, а вот перекладины на шлемофоне советского танкиста требовали почти ювелирной работы; тяжелее было лепить только летчиков. В итоге прилично лепить танкистские шлемофоны у меня получилось, а вот летчик так и не сложился.»
Главное, что занятия выполняли главную роль любого образования — воспроизводство культуры: от отца к сыну, настоящей, не придуманной, не фантастической, а той самой реальности: завораживающей и подлинной, которая окружала советского человека.
Не то чтобы у меня было трудное детство, и совсем не было игрушек. Просто мой папа свои юные годы провел в воинских частях, преимущественно довольно удаленных от цивилизации, где настоящих детских игрушек было мало, а настоящих танков и пушек — много. А еще в то время и в тех местах в магазинах было много пластилина, в кинотеатрах — много военно-патриотических фильмов, а в библиотеках — много книжек опять же про войну, причем с картинками. Результатом такого дивного сочетания пространственно временных и номенклатурных факторов с редкостной отцовской усидчивостью стали удивительные штуки, о которых собственно и рассказ.
Я никогда не была в военных гарнизонах, у меня нет родственников военных. Я слышала, что «удаленные от цивилизации места» являются одновременно местами довольно депрессивными.
Но мои бабушки и дедушки пережили войну, родители были «детьми войны», а мама впоследствии служила в НИИ инженером. Конструировала что-то военное.
Мир, созданный юзером fencer-dv и его отцом, имеет самое непосредственное отношение к любому советскому ребенку: и тому, который вырос в большом столичном городе, никогда не видел настоящего танка и все детство провел в Эрмитаже, и тому, для которого черно-белые фильмы про войну стали главным впечатлением детства.
Поэтому эти работы — настоящее искусство. Они рассказывают обо всех нас что-то очень важное, возможно то, что сами мы не понимаем.
И, конечно, замечательно, что в отношениях отец-сын или учитель-ученик, главное было не производство вещей (тогда их было бы легче купить в магазине), а Игра.
Когда две армии были готовы, начались традиционные ежевечерние побоища. Выглядело это так: расстилалось большое желтое покрывало, складками обозначался рельеф, расставлялись элементы пейзажа вроде деревьев, домики, мосты, укрепления, техника и, наконец, солдаты. А потом мы доставали длинные резинки и по команде начинали палить по вражеским солдатам. Раз в 10 минут — пауза: передвижение войск, сбор раненых и бурные дискуссии о положении на фронте.
А вот и работы (опубликованы с разрешения автора)