Право на публичность.
Некоторые родители не разрешают публиковать работы своих детей. Сегодня я впервые столкнулась с прямым запретом, но и прежде всегда приходилось спрашивать разрешения на публикацию детских работ и фотографий ребенка на сайте (или где-нибудь еще).
Кажется, ерунда: ну, там дети стесняются или родители. А может быть боятся, что кто-нибудь напишет гадость.
За 5 лет существования моего ЖЖ мне 3 раза написали про Беню отвратительные гадости.
В ЖЖ все просто: если тебе что-то не нравится, ставишь посты под замок, а негодяев банишь.
Можно, правда и на улице встретить уродов, которые начнут обзываться, однако мало кто планирует перестать выходить на улицу. Социофобия — форма психического растройства.
На самом деле, не все так просто.
По сути, весь проект "Дети-Художники" — прежде всего социальный. Идеальной целью проекта является создание свободной некоммерческой социальной сети, в рамках которой дети могли бы реализовывать свои творческие проекты, находить друзей, общаться и учиться.
Традиционная система образования выстроена как активное препятствие подобному образу мысли.
Она не только постоянно заставляет еще совсем маленьких детей конкурировать друг с другом ("Ты какую оценку получил? Хорошую? Молодец! А вот Петров-то двоечник! Позор Петрову. Но, ты тоже Сидоров не расслабляйся. Иванов-то получше тебя будет. Он вместо одного стихотворения заучил наизусть сразу четыре. Есть куда расти!",
но и позиционирует саму Культуру как серию индивидуальных отчужденных от ребенка достижений неких "авторов".
5 летний Беня, придя с литературных занятий в школе, начал объяснять, что читая каждую книгу, нужно сначала поинтересоваться, кто автор текста, потом кто автор иллюстраций, а потом уже можно приступить к перелистыванию страничек.
Если еще вспомнить, что вся американская детская литература, состоит из десятка раскрученных brand names, то процесс литературного образования превращается в посещение супермаркета, где "образованные" дети сразу знаю, какую литературную фирму имеет смысл потреблять, а какую не стоит.
Такая система образования формирует из ребенка костного и испуганного (значит послушного) покупателя.
Она как бы объясняет ему: "Видишь, ты каждый день тяжело и скучно учишь наизусть чужие тексты, переписываешь, сидишь часами в душном классе. Культура — это не просто, это — далеко. Мы тебе расскажем, что такое Культура и потом, когда ты будешь взрослый, дипломированный профессионал, ты, возможно, и сам сможешь что-нибудь сделать или по крайне мере понимать культуру".
Все прекрасные учителя, которые попадались мне на пути, занимались целеноправленным разрушением мифа о безупречности Авторов, о монолитности Культуры и тем более, о монопольном праве Школы (или другой институции) представлять ее своим ученикам.
Простой вопрос о том, стоит ли родителям разрешать детям публиковать свои фотографии, работы, свободно обсуждать их с другими детьми, на самом деле напрямую связан со Школьным Большим Братом сложно, но крепко-накрепко.
Абсолютное большинство родителей, понимает образование своих детей, как общение с профессионалами. Родители, в меру своих возможностей, пытаются найти для своих детей школы и частных преподавателей максимально высокой квалификации, а также максимально разнообразить количество "изучаемых предметов".
Преуспевающие американские родители, живущие в пригородных сабдивижен, где дети не могут самостоятельно перемещаться, вынуждены тратить все свое свободное время развозя детишек на машине на многочисленные кружки.
Двое детей, посещающих 3 кружка (например: футбол, керамику и шахматы) — это шесть поездок в неделю.
При таком режиме (не забываем, что нужно еще отвезти-привезти ребенка из школы, а также ходить на работу и как-то зарабатывать деньги на все эти удовольствия) времени на то, чтобы вникать в предмет детских занятий в школе и кружках уже не очень-то остается.
В результате, мнение о том, что хорошо, а что плохо, формируется у родителей по очень внешним признакам.
Преподаватель волей не волей превращается в профессионала, который за определенное вознаграждение, берется легко и эффективно закачать в ребенка некоторое количество того, что в данный момент считается полезным знанием.
В таком контексте, самые мудрые — религиозные евреи. Они все детство учат детей только и исключительно Торе (то есть чему-то, в чем они сами понимают и чем живо интересуются), а перед самым вхождением во "взрослую жизнь", когда у ребенка появляется необходимость зарабатывать самостоятельно, они быстро отправляют детей на супермодные именно в тот момент курсы. Это может быть "создание веб-страниц" или "домашний психотерапевт". Заранее такое "образование" получать бессмысленно, модные темы за 5-10 лет меняются радикально. В Нью-Йорке такие практике эволюционировали в радикально короткие и супердорогие "классы".
Богатые и занятые нью-йоркцы забрасывают своих чад в модные одноразовые "классы". Заплатил от 20 до 100 долларов, получил право час два попить кофе со спокойной совестью с подружкой и получить некое изделие, сертификат или другое подтверждение полезности.
Вырастить какое-то отношение с проектом, с другими людьми, с самим собой, ребенок в таком контексте, конечно не может.
Никто бы не смог.
А ведь самое важное для наших детей, как и для любого человека вообще, это отношения. Поэтому очень важно помогать ребенку создавать и развивать социальные связи и так важно бороться с отчуждением, которое ему будут всю жизнь навязывать коммерсанты, профессионалы, ответственные работники и другие заинтересованные люди.
Уверенность в самом себе, способность осознать себя как личность и, при необходимости, отстаивать свою самость — важнейшее качество.
Поэтому, мне кажется, что необходимо устраивать детям выставки в музеях, как можно раньше задействовать их в реальных проектах (театральных постановках, написание книг).
Самый лучший способ научиться — это сделать что—то самому.
http://kurlymurly.ru/ru/page/palchikovyi-teatr-0</lj-cut>