творческое начало и живой интерес
Джулиан Пол Ассанж (Julian Paul Assange) родился 3 июля 1971 года в городе Таунсвилле на северо-восточном побережье Австралии. Его мать Кристин была необычной женщиной: хиппи и нонконформистка, в 17 лет она сожгла учебники, села на мотоцикл и сбежала из родительского дома. Она странствовала, потом родила сына Джулиана. Когда мальчику был 1 год, Кристин вышла замуж за Бретта Ассанжа, директора бродячего театра. С тех пор Джулиан постоянно ездил с матерью и отчимом по всей Австралии вместе с театром.
Кристин считала, что школьное образование может только убить творческое начало и живой интерес ребёнка к знаниям, а вместо этого привить ненужное почитание авторитетов. Поэтому она обучала Джулиана дома, лишь иногда отдавая его в школы в городах, где останавливался театр.
Дольше всего семья жила на Магнитном острове – ?небольшом скалистом островке рядом с Таунсвиллем. В 1970-е этот тропический остров стал настоящим магнитом для нонконформистов и хиппи, для тех, кто не вписывался в «правильное» общество. Мать Ассанжа вспоминает, что наслаждалась на острове небывалой свободой: «Основной одеждой был купальник… Вместе с моим сыном и другими мамами мы жили на острове, как аборигены». В интервью журналу New Yorker Ассанж сравнивал своё детство на Магнитном острове с детством Тома Сойера: «У меня была своя лошадь. Я строил плот. Пропадал на рыбалке. Ползал по шахтам».
Джулиан сменил 37 школ и постоянно занимался самообразованием, особенно любил точные науки. Его мама очень чутко относилась к увлечениям сына и всячески старалась их поддержать. Иногда она даже отдавала его на занятия к университетским профессорам. Но больше всего знаний Ассанж почерпнул из книг, которые читал, по собственному признанию, с жадностью: «Я проводил очень много времени в библиотеках, переходя от одной темы к другой. Наткнувшись на цитату, я шёл по следу и находил её источник». Ассанж рассказывал, что благодаря «запойному» чтению у него был очень большой словарный запас, но только позже он узнал, как правильно произносятся многие из этих слов.
В подростковом возрасте Джулиан начал интересоваться компьютерами. Рядом с одним из домов, где они жили, был компьютерный магазин. Ассанж часто ходил туда, там же он приобрёл первые навыки программирования. В начале 1980-х компьютеры стоили очень дорого и были далеко не в каждой семье. Но мама Ассанжа, ?узнав об увлечении сына, приняла решение переехать в более дешёвый дом, чтобы купить емукомпьютер. У Джулиана, между тем, были способности не только к программированию, но и ?к математике, и к физике. Впоследствии он учился в пяти университетах, в том числе в Мельбурнском университете (University of Melbourne) и Австралийском национальном университете ?в Канберре (Australian National University). Один из друзей юности Ассанжа говорит о нём, как ?о настоящем гуманисте эпохи Возрождения, независимом мыслителе, в руках которого оказались технические возможности ХХI века: «Он рано понял, что наш мир – не такое прекрасное место, каким он мог бы быть… Но Интернет – это путь к тому, чтобы сделать мир более справедливым».
Увлёкшись программированием, а потом и хакерством, Джулиан постепенно пришёл к идее, что его миссия – сделать цивилизацию более справедливой и умной, а для этого нужно, чтобы у людей было больше доступа к информации. ?В том числе и к той информации, которую политики намеренно скрывают.
Как мальчик из сказки Андерсена, воскликнувший: «А король-то – голый!», Ассанж далёк ?от политкорректности. Его называют революционером, нигилистом, анархистом-мечтателем. Можно по-разному относиться к его деятельности и поступкам, но несомненно одно: то, что сделал Ассанж, навсегда изменило наш мир.