Хоть святых выноси

Обычно я не делаю перепостов, но это уж больно хороший текст!
Не верилось, что Совок может вернуться в Россию в таком виде. Тогда нас заставляли наизусть учить бессмыслицу, прикрываясь словами о добром и вечном (интернационализме, коммунизме и любви к ближнему).
Современная бессмыслица стала еще более агрессивной, идиотической и ретроградной.
Больше не обещают светлое будущее. Сразу требуют залезать за печку и сидеть там тихо.

Текст Владимир Иткина (кстати, подписалась на его книжный блог) .

 

Прочел новый учебник «Основы православной культуры» для 4-5-х классов — и не знаю, смеяться, биться головой об стенку или устроить революцию в школею

Предмет «Основы православной культуры», попав в школу, сразу приобрел хмурую аббревиатуру ОПК, пополнив список родственных бессмысленных предметов вроде ЭПСЖ и ОБЖ. Поначалу я к этому делу был более или менее лоялен — в принципе, не вижу ничего плохого, если ребенку грамотно расскажут про историю христианства и православия, про принципы древнерусской живописи и архитектуры. Ну, расширит человек свой культурный кругозор, и хорошо. Однако вот пришел мой сын с первого урока, и я спросил его, что да как. «Учили гимн Российской Федерации», говорит. Хм, я удивился и попросил принести учебник.

Книжечка новенькая, беленькая, одобрена архиепископом Тихоном, сочинена в Академгородке пожелавшими остаться неизвестными авторами, их руководитель — доцент из НГУ. Первая глава и вправду оказалась про гимн, который, как сообщают заботливые составители учебника, можно услышать «в начале каждого дня по радиоканалу «Россия». Гимн в учебнике приводится целиком, и сразу после него автор добавляет: «Гимн России начинается словами: РОССИЯ — СВЯЩЕННАЯ НАША ДЕРЖАВА» (именно так, капслоком. — В.И.)

Дальше интереснее: «Священным или святым люди называют все заветное, дорогое. Святым называют все, что связано с добром, благом, доблестью, патриотизмом». Какая прелесть — теперь я без всякой боязни буду говорить: «святые митинги «Единой России», «святой Путин» — никто ведь не сомневается в их патриотизме, — или, скажем, «святой маршал Жуков» — он ведь доблестный, — ну и учительницу мой сын может теперь называть «пресвятой», она ведь добрая!

В следующих главах идет какая-то ересь о Пасхальной радости Победы 1945 года, современных Православных законодателях, о Святой Руси, где «святость является доминантой». Везде карикатурно-примитивный стиль изложения («чтобы ребятишкам было понятно») соседствует с наукообразием скучных цитат и ура-патриотической тягомотиной.

Однако самое потрясающе — в книге не оказалось ни строки о том, что такое Евангелие, кто такой Иисус Христос. Хоть я и совсем не христианин, за Иисуса стало как-то обидно. Видимо, таким образом авторы решили не навязывать религиозные представления детям, однако получилось наоборот. О сути религии в учебнике не сказано ничего, зато слова «Бог», «Крещение», «Троица» и разнообразные чудеса встречаются постоянно — то есть, получается, их четвероклассник должен понимать a priori.

И, наконец, частотный анализ имен, упомянутых в учебнике, дает право с полным основанием утверждать, что главным героем православной культуры является никакой не Христос, а мудрый академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, щедро сыплющий глубокомысленными афоризмами «Выбирай достойное, а не легкое!», «Будем любить свой народ, свой город, свою семью!».

Если первая часть учебника оказалась скомканным и крайне тенденциозным вариантом учебника истории, где в благостно-елейном стиле описываются избранные события из жизни России, за которые учеников 4-5-х классов должна переполнять гордость, то вторая часть называется «Нравственные основы православной культуры» и опять начинается с удивительного словарного открытия:

«Изучать нравственные основы нашей культуры мы будем в форме бесед.
Что такое беседа?
Беседа — неспешное, глубокое и серьезное размышление о смысле жизни (выделение жирным шрифтом не мое, так в тексте. — В.И.). От слова «беседа» произошло и слово «собеседование».
Боже мой…

Дальше (опять же, Иисус оказался лишним) рассказывается о необходимости благодарности, дружбы, ответственности, честности, осторожности, трудолюбия и милосердия. Что в эти добродетелях православного, а не, скажем, католического, баптистского, лютеранского, мусульманского, буддийского или же атеистического, остается, опять же, загадкой. Ну и, наконец, от следующих за каждой главой вопросов хочется встать рядом с бетонной стеной и биться, биться об стену головой, до трещин, до крови и вытекания мозга:

«Запомните два очень важных слова: святой и священный»
«Побеседуем, приложима ли к обучению в школе добродетель трудолюбия?»
«Всякой ли рекламе следует доверять?»
«К чему призывает нас академик Дмитрий Сергеевич Лихачев словами эпиграфа, приведенного в начале?»

Прочитав учебник, я твердо решил идти в школу с требованием освободить моего ребенка от этой ахинеи. Но мой сын — один, а ведь тысячи детей в Новосибирске вынуждены просиживать эти псевдоуроки и, подавляя зевоту, отвечать, «к чему призывает в эпиграфе академик Лихачев» (кстати, от урока к уроку все больше ненавидя православную культуру). Я не знаю, как в России в целом, но школу нашу может спасти только революция.

И напоследок — я не против патриотизма, честности и дружбы. Но я уверен, что так эти качества у детей не воспитаешь. Как? Да по-разному. Сейчас со своими детьми по вечерам мы читаем «Властелина колец», где маленький честный хоббит отправился в опасное путешествие с друзьями ради спасения своей страны. Думаю, патриотизма и христианских добродетелей в книге Толкиена в десять раз больше, чем во всех учебниках ОПК, вместе взятых.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal