Интервью Владислава Крапивина.

Владислав Крапивин: «Современной детской литературы нет»

– Современную детскую литературу я никак не оцениваю, поскольку считаю, что ее нет.

Детская литература – это многогранное явление, когда существуют не только книги, но и выпускаются массовые детские газеты и журналы, работает государственное издательство, заинтересованное не в прибылях, а в новых авторах, авторы эти общаются между собой, живут в атмосфере творческих контактов, ощущают себя членами большого писательского сообщества.

Так было в нашей стране до середины 80-х годов. Молодой писатель, сочинивший для детей интересную повесть, мог напечатать ее в «Пионере», «Костре», «Пионерской правде», «Уральском следопыте» и сразу становился известен читателям всей страны.

А теперь, будь ты хоть Андерсен, кто тебя узнает при нынешних тиражах? Исключения редки… Способные авторы есть (хотя их немного), но и они чаще всего уводят читателей в мир чародеев и принцесс и стараются внушить им идеи «лидерства» и преуспевания, а не вечные ценности, далекие от прагматизма… А детской литературы как явления я сейчас у нас не вижу. Делаются какие-то попытки (например, премия «Заветная мечта»), но это капля в море…

По-моему, все верно написано. Мой опыт общения с современными детскими писателями показывает, что они стали похожи не на клан, не на среду или сообщество, а на стаю агентов по торговли недвижимостью. При этом каждый таскает с собой и продает все время одну и ту же недвижимость — самого себя.

Эта тяжелая, неприбыльная и главное, истощающая душевные ресурсы работа, печально отражается на их текстах. Детские писатели неминуемо становятся желчными и обиженными на весь свет. Пожалуй, их объединяет только одно — ненависть к издателями и к распространителям, от которых они зависят. Коммерсанты всех мастей, в основном действительно, мало образованные и равнодушные люди, являются для писателей богами и начальниками. От них зависит судьба "бессмертных творений", которые иначе "никто не увидит".

Крапивин правильно указал на роль государства, как возможная альтернатива коммерческому издателю. Государственные институты должны были бы поддерживать среду критиков и исследователей литературы, в том числе и детской. Но в России, по словам Ирины Арзамасцевой, кафедры детской литературы в университетах закрываются. Закрываются и специализированные детские отделения на библиотечных факультетах университетов.

Да и сама Библиотека, как институция, притерпевает серьезные изменения. Не понятно, сможет ли она пережить интернет-эпоху, приватизации?  

Так что, писательская среда для детской литературы разрушена по вполне объективным причинам. Писателей в этом винить не приходится.

 

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal