ivanov_petrov o роли многопользовательский игр в образовании будущего.

Образование строится как поедание книжной колбаски — безвкусное пережевывание шеренги книг и "предметов". Мотив — принуждение и рациональные ожидания: от поедания этих трех кубических метров целлюлозы, испачканных типографской краской, в дальнейшем произрастет хорошая работа и успешная карьера.

Есть две крайние области, где образование выглядит несколько иначе. Это математика и военное дело. В том и другом случае сутью образования является решение задач. Потребление "информации" служебно — это личное дело решателя, и если ему для решения нужны какие-то сведения, он зароется в книги, но тут мотив — не поглощение книг, а нахождение того, что нужно для решения задачи.

С появлением онлайновых многопользовательских игр вся шкала между совсем абстрактными и крайне практическими предметами может быть переведена в порядок игры. Мотивом является успех, выигрыш — то самое удовольствие от игры, которое за деньги не купишь. Роль учителя сводится к работе "военным советником", у которого можно запросить подсказку. Педагогические разработки становятся сценарными. Организационно-деятельностные практики переходят в онлайн. Возможно совместить общее и специальное образование. Отражением специализации будет являться выбор игры — ориентированной на тот или иной тип деятельности. грубо говоря, можно строить дома и города, можно воевать, можно людей лечить. Общее образование — в том, что для успешного выполнения этих функций учащийся игрок сам вынужден осваивать весьма общие умения. Например, освоение полного курса медицинского образования крайне способствует выигрышу в игре, где баллы начисляются за количество излеченных.

С появлением интернета человечество стоит на пороге большого прыжка, сравнимого с тем, что был совершен в начале нового времени. Тогда Европа прыгнула, обогнав на столетия остальной мир. Сейчас прыгнут интернетизованные страны. В области образования прыжок Европы обеспечен — в XVII веке — предметно-урочной системой образования, введенной Яном Амосом Коменским. Эта технология образования забросила Европу в будущее. Игровое интернет-образование даст подобный эффект.

Дело — за сценариями и сценаристами. Нынешние игры — жалкое подобие того, что появится уже через 10 лет. Эффект присутствия будет, несомненно, увеличен, степень реалистичности (и фантастичности) возрастет на порядки. Нынешние "стратегические" задачи игр — просто средневековье по сравнение с тем, что будет достигнуто на базе соединения опыта педагогов и психологов с наработками computer science. Разумеется, будут использованы уже очень хорошо осознанные манипулятивные техники — причем многоуровневые. Раскрытие учащимся манипуляций и сценарных разработок определенного уровня будет переводить его на следующий уровень "правды" — к следующему слою предметов и учебных курсов… то есть игровых задач.

Исчезнет проблема оторванности образования от жизни, необходимость переучивать учащихся "на работе", разделение между "временем в школе" и "отдыхом". Исчезнет грань между "понарошным" обучением и "настоящей" социализацией. Навыки социального взаимодействия, разрешения психологических конфликтов и получения знаний будут совмещены в одном виде деятельности, при этом безумно увлекательном и почти наркотическом. То, что раньше было достоянием особо любящих учиться, составляло романтику студенческих лет, дружеские компании и благоговение перед знаменитыми учителями — все вольется в единую массовую практику и станет нормой эмоций относительно учебного процесса. Дух университетского товарищества, совместной игры в обучение станет постоянным фоном всей жизни.

Непрерывность игротехник разрушит искусственные грани между дошкольниками, школой, высшим образованием и поствузовским образованием в непрерывное обучение, неотделенное от работы, отдыха и жизни. Ускорение технического прогресса, возрастающая скорость переквалификации ученых и рост сложности производственных задач будут решаться не как отдельные проблемы, а в рамках общего игровой сценирования деятельности. Мотивы обучения будут интериоризованы — обучение будет доставлять острое до болезненности удовольствие, к которому будет стремиться в первую очередь учащийся, так что задачей окружающих и близких станет скорее оттаскивание пятилеток от вузовских учебников математики.

Вместо экзаменов, заимствованных Европой из Китая, появится Большая игра. Смотреть ее будет величайшим удовольствием, сравнимым только с кайфом от участия. Прохождение маршрута игры лучшими учениками будет становиться демонстрационным материалом для все новых поколений играющих, а слава игроков будет давать более весомый социальный статус, чем диплом престижного вуза. В ряду "инициация — аттестат зрелости — служба в армии — большая игра" последняя ступень будет наиболее зрелищной и действенной. Социальная стратификация, сейчас завязанная на профессии, доход и известность, будет опираться на ранги игроков. Через 50 лет о том, что когда-то финансирование образования было проблемой, будут вспоминать только историки, и понимать их будут немногие. Ничего более доходного, чем вложение денег в образование, нельзя и представить — причем эти вложения будут, с одной стороны, подобны акциям Гугля, с другой — высокорискованным вложением в бои гладиаторов или торговлю оружием. Основными вложениями любого индивида будут вложения в собственное образование, на это же будет завязан основной рынок высоких технологий.

Великое открытие немецкой науки — совмещение процесса образование с воспроизводством высшей школы, та самая парадигма, в рамках которой лучших окончивших курс оставляли для подготовки к профессорскому званию, так что университет являлся единственным самовоспроизводящимся звеном в системе образования — станет нормой для всех образовательных уровней. Мастера игры — герои преждевременной фантазии Гессе — будут переходить на роли сценаристов и игротехников. При этом то, что они будут сценировать, окажется вовсе не бесполезной игрой в бисер, а как раз чрезвычайно практическим занятием.

Между игрой в историка и игрой в реального политика не будет существенной разницы, престиж гуманитарных и общественных наук изумительно возрастет — впрочем, сами эти науки потеряют всякую гуманитарность, сделавшись проектными технологическими дисциплинами. В игре будет проходить обучение начинающих — и далее переходить в столь же игровую работу по созданию реально используемых проектов. Ныне смехотворная профессия педагога — под другим именем — станет символом высочайшего социального положения и власти. Педагог, программист, игротехник, сценарист, политик — будут полусинонимичными наименованиями разных отраслей единой большой профессии обучения, воспитания и управления людьми в современном обществе.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal