Кот в мешке
На мой взгляд, замечательная статья Дениса Данилова с сайта
www.filmz.ru
Оптом дешевле, или Кот в мешке
Кот в мешке
Не очень известный в России, но чрезвычайно популярный за рубежом детский писатель Теодор Гейзель, работавший под псевдонимом Доктор Сьюсс, подарил миру двух самых известных своих персонажей – ворчуна и злюку Гринча, героя новогодней истории «Гринч, похититель Рождества», и огромного шкодливого говорящего кота, которого все именно так и зовут – Кот.
С наступлением эры цифровых эффектов, когда грани возможного были окончательно стёрты, вполне закономерно встал вопрос об экранизациях культовых произведений Сьюсса. Собственно, на экране любимые герои появлялись уже не раз и не два (впервые Гринч вышел на охоту за Рождеством в телевизионной постановке 1957 года, а Кот переворачивал всё вверх дном ещё в 1971 году), но полутеатрализованные фильмы не шли ни в какое сравнение с современными возможностями компьютерной мультипликации.
Сложность заключалась в том, что себестоимость подобной картины достигала астрономической суммы в 100 млн., а никакой гарантии успеха у студии не было. Конечно, самым резонным решением стало бы приглашение на главную роль популярного актёра, но согласится ли звезда весь фильм скрываться под толстым слоем грима и проводить в кресле художника по пять-шесть часов ежедневно? К счастью, находившийся на вершине своей славы комик Джим Кэрри сказал роковое «да», и колёсики завертелись.
«Как Гринч украл Рождество» вышел на экраны 19 ноября 2000 года и только в премьерный уикенд собрал 55 млн. долларов. Впоследствии, лента окупилась более чем в два раза, принеся своим создателям 260 млн., «Оскар» за лучший грим (Рик Бэйкер, Гейл Роуэн-Райан) и ещё две номинации в технических категориях. Разумеется, столь громкий успех не мог не заставить голливудский конвейер кинуть все силы на экранизацию «Кота в шляпе», руководствуясь формулой успеха первой ленты.
Весной 2002 года продюсер Брайан Грейзер сделал заявление, что в новой экранизации Сьюсса главную роль исполнит популярный не менее Кэрри, комик Майк Майерс, взлетевший на кинематографический Олимп пародийным «Остином Пауэрсом». Схема производства была близка «Гринчу» — стилистически похожие декорации, грим, вновь создаваемый Риком Бейкером, работавшим и с Кэрри, бюджет в 109 миллионов и выпуск под Рождество 2003 года. Сценарий написали Алек Берг и Дэйв Менделл, а в режиссёрское кресло уселся дебютант Бо Уэлч.
Интенсивный кастинг продолжался вплоть до начала съёмок в октябре. Контракты на картину заключили Келли Престон, Алек Болдуин, Дакота Феннинг и Спенсер Бреслин, которому предстояло сыграть Конрада – одного из детишек, в жизнь которого ворвался Кот. Одновременно проводившиеся эксперименты с гримом закончились 7 октября, когда весь Интернет смог увидеть Майка Майерса в новом облике.
Интерес к съёмочному процессу был не очень велик – периодически просачивавшиеся в сеть фотоматериалы, демонстрировали полную идентичность декораций «Гринчу». Небольшая сенсация вспыхнула на второй неделе съёмок – неизвестные похитили реквизит картины на сумму около 55000 долларов. Невелика потеря для стомиллионного проекта. Интересно было другое – перечь похищенных предметов: дверной ключ, длинною 4 фута; наковальня с молотком, размерами 6х4х8 футов; голубой мяч для гольфа, диаметром 7 футов и весов более 200 фунтов! Кому могло всё это понадобиться, и, главное, каким образом удалось вынести эти, прямо скажем, не маленькие предметы с площадки – загадка.
Впрочем, пропажу нашли через два дня в близлежащем парке – никому не нужный реквизит пестрел граффити на заброшенном газоне. Агенты студии тут же выдвинули предположение, что похитители намеревались перепродать краденное, однако у многих зародилось подозрение в хорошо организованной пиар-акции.
Время от времени создатели картины напоминали о себе, раздавая восторженные интервью и расточая комплименты друг другу – какой замечательный этот Майерс, и что картину мы хотели делать только с ним (Грейзер), и книжка Сьюсса – самая любимая детская книга, а сценарий – самое гениальное произведение, прочитанное за последние несколько лет (Майерс). Ленивый шпионаж приносил снимки новых персонажей, но до самой премьеры, состоявшейся 23 ноября 2003 года ничего, заслуживающего внимания, с проектом не происходило. Как и ожидалось, премьерный уикенд был довольно успешным – 38 млн., а сборы на сегодняшний день уже перевалили отметку в 100 млн.
…В одном маленьком городке жила-была Мама, которая работала на фабрике эксцентричного мистера Хамберфлуба и растила двоих детей – хулиганистого Конрада и занудно-правильную Салли. Однажды Маме пришлось организовать дома очень важный приём, готовясь к которому она отдраила до блеска весь дом – ведь мистер Хамберфлуб жуть, как ненавидит микробов. Уходя на работу, Мама строго-настрого запретила детям шалить и заходить в гостиную, ведь от сегодняшнего приёма зависела вся её карьера. И дети уже собирались покорно выполнить Мамин наказ, как откуда не возьмись, в доме объявился здоровенный говорящий Кот в забавной шляпе. Великий шутник и затейник, он перевернул всё вверх дном, не оставив камня на камне, но как же быть дальше – мама уже возвращается с работы, а проказник внезапно исчез?!
Небольшая книжка доктора Сьюсса превратилась в полуторачасовой аттракцион компьютерной анимации. Естественно, что короткий рассказ невозможно растянуть на полный метр, поэтому многое сценаристам пришлось додумывать самим. И такая детская, казалось бы, история, превратилась в ужасающий балаган гримасничающего Майка Майерса, наполненный непристойными шутками, истеричными воплями и столь несмешными шутками, что даже пятилетний малыш будет наблюдать за происходящим на экране в полном недоумении.
Резонный вопрос, возникающий после просмотра этой безвкусицы – для кого снят фильм? Детям вряд ли стоит слушать пошлые монологи о размножении кошек, различные звуки нездорового организма – половина шуток построена на пукании, рыгании или пускании соплей – да и эротический подтекст ряда сцен тоже не для них. Подросткам вряд ли придётся по душе примитивный юмор доброй половины фильма, достойный ясельной группы детского сада, а взрослым станет дурно от кислотной пестроты на экране и откровенной цифровой природы эффектов, уже на десятой минуте просмотра.
Даже такой интересный (на фоне остального происходящего) ход, как вставная челюсть Ларри (Алек Болдуин), совершенно не обыгран и смазан. Но больше всего «достаёт» морализаторство золотой рыбки, у которой внезапно прорезался голос – более нудного нравоучительно персонажа в истории кино ещё не было.
Похоже, фильм оценили лишь рядовые американцы, отдав продюсерам кровно заработанные баксы. Профессионалы же наградили ленту семью номинациями на «Золотую Малину», в том числе и в категориях худший фильм, худший режиссёр, худший сценарий и худшие актёры (Майерс, Болдуин, Престон). А по рейтингу знаменитого IMDb, картина занимает «почётное» 45-е место в сотне худших фильмов за всю историю мирового кинематографа.
Хотелось бы еще добавить цитату из Boston Globe Ty Burr:
"Если бы продюсеры фильма выкопали труп Теда Гейзела (Доктора Сьюза) и повесили бы его на дереве, они не смогли бы больше надругаться над человеком."
"If the producers had dug up Ted Geisel’s [Dr Seuss’s] body and hung it from a tree, they couldn’t have desecrated the man any more."
,